Этикет додзё


Об этикете ДОДЗЁ



"КАРАТЭ начинается с поклона и заканчивается поклоном".


Этикет и ритуал занимают в боевых искусствах значимое место, и роль их в формировании специфических черт характера доказана временем. Взаимосвязь между такими аспектами воинских искусств, как обретение разрушительной мощи, когда тело превращается со временем в грозное оружие для окружающих, и моралью - очевидна.

Этикет является системой правил внешнего поведения, регулирующих взаимоотношения между учителем и учениками, учеников между собой, между старшими и младшими учениками и т.д., и в своей основе имеет принципы "пяти отношений" конфуцианского канона. В этикет ДОДЗЁ входит и поведение адепта во время учебного боя со строгим соблюдением церемониальных поклонов, несмотря на боль, страх перед более сильным партнёром или, наоборот, гнев и раздражение.

Поклон залу означает внутреннюю готовность либо вступить в определённый режим работы с полной самоотдачей, либо (при выходе из зала) искренне поблагодарить то место и людей, помогающих продвигаться на пути самопостижения и самосовершенствования.

Поклон самому себе в начале и конце индивидуального упражнения означает вход и выход из состояния предельной сосредеточенности и концентрации волевых усилий, поскольку психика человека не может постоянно функционировать в экстремальном режиме.



ЭТИКЕТ ДОДЗЁ


  • При входе и выходе из Додзё выполняется ритуальный поклон.
  • Опоздавшие к началу тренировки или вышедшие во время занятия не присоединяются самостоятельно к группе, а ждут приглашения тренера.
  • Ученики не выходят из зала без разрешения.
  • Ученики содержат себя и свою форму в чистом аккуратном состоянии.
  • Во время тренировки ученики поправляют свою форму только в перерывах между заданиями, делая это быстро и без суеты.

  • Для предотвращения возможных травм ученики не носят на тренировках украшения, часы, цепочки и т.п.; ученики на тренировках работают босиком.
  • Соответствующее уважение должно выражаться всем ученикам более высокого спортивного уровня и старшим по возрасту.
  • Перед обращением к старшему ученику или Учителю ученик произносит “Осс!” и кланяется, то же самое делается и после окончания беседы или обращения.
  • При пожатии рук друг другу, в качестве особого уважения, ученики используют две руки, показывая доверие и скромность, и произносят “Осс!”.
  • Ученики отвечают на вопросы инструктора или старшего по уровню с громким произношением “Осс!” и немедленно реагируют на его вопрос или команду.
  • Ученики на тренировке работают с полной самоотдачей, выполнение заданий с рассеянным вниманием и не в полную силу считается недопустимым.
  • Перерывы в процессе тренировки ученики используют для отдыха, растяжки или повторения изученного материала, не мешая при этом другим.
  • Громкий разговор в процессе тренировки считается неуважительным по отношению к Учителю (Сэнсэю).
  • Ученики заботятся о Додзё, как об уважаемом и особом месте, при необходимости принимают активное участие в его уборке.
  • Все уважают дух товарищества в Додзё и не наносят вред образу боевых единоборств неблаговидным поведением.
  • Все члены Додзё воздерживаются от сплетен, пренебрежительных и унижающих замечаниях о других школах и стилях боевых искусств.
  • Все ученики, желающие участвовать в соревнованиях, заблаговременно консультируются с Сэнсэем.
  • В процессе кумитэ ученики не проявляют враждебного отношения к оппоненту, когда возможность получения травм значительно увеличивается.
  • Ученики не применяют боевую технику с целью умышленно травмировать любого человека, кроме случаев, когда их жизнь или жизнь их близких находится под угрозой.
  • Ученики стремятся быть мягкими и уравновешенными в повседневной жизни, остаются собранными, здравомыслящими и предупредительными во всех своих действиях.